вторник, 24 октября 2017 г.

Важность телесного контакта мамы с ребенком

Не приучать к рукам вредно
Есть такое мнение, что не стоит часто или долго держать ребенка на руках, а то «потом с рук не слезет». Однако, за сомнением, брать или не брать ребёнка на руки по первому требованию, стоит незнание этапов детского развития. Приучение к рукам – миф, пребывание на руках — природная потребность.
В самом раннем детстве ребёнок усваивает материнский и семейный посыл, а в дальнейшем переносит его на весь мир. Новорожденные дети еще не успели ни к чему привыкнуть, а уже ведут себя по-разному. Кто-то спит по пять часов подряд, кто-то вздремнет пол часика и снова требует маминого внимания. Однако, независимо от длительности сна, в период бодрствования, обычно, все хотят маминого внимания.
Дети нуждаются в тактильных ощущениях. Прикосновения необходимы для развития нервной системы, для эмоциональной регуляции, для выражения любови. Телесный контакт является базовой потребностью, т.к. спасает от страха, беспомощности, угрозы пугающего и большого мира, помощь при телесном дискомфорте (спазмы в животике, головные боли т.д.).
Первое чувство, с которым ребёнок знакомится в утробе матери – осязание. Благодаря внутриутробным прикосновениям он успокаивается, изучает окружающий мир, его мозг активно развивается. Мамин живот был его домом, он «обнимал» его тело, а движения «массировали» его. По этой причине ребенок стремится к знакомому контакту с маминым телом и знакомым звукам. Это успокаивающее знакомое чувство помогает ему влиться в новый мир. Те же процессы продолжаются и после рождения. Контакт «кожи к коже» стимулирует в организме младенца выработку соматотропина – гормона роста и других обменных процессов. Телесный контакт – наилучшая игрушка и наилучшее утешение. После еды и тепла самое важно для младенцa в первые 4 месяца жизни – близость матери. Если ребенок получил это с самого начала в достатке, то больше шансов, что дальше он будет развиваться более гармонично.
Посредством телесного контакта с мамой ребёнок приятным образом может учиться владеть собственным телом. Так, каждый младенец даёт знать, что ему нравится и что его успокаивает.
Современные научные исследования говорят, что дети, к которым прикасаются чаще, обладают повышенной способностью к выживанию по сравнению с теми, к кому прикасались редко. Дети, которых ласкают и не стесняются обнимать, целовать, гладить, растут более здоровыми физически, обладают более крепкой психикой и меньше страдают от трудностей, проблем в жизни, чем их ровесники, воспитывающиеся в условиях тактильной депривации.
 Пример. В одном из европейских детских домов был очень высокий уровень смертности младенцев. Однако, один ребенок, кроватка которого была рядом с входной дверью, развивался адекватно возрастным нормам. Он все время прибавлял в весе и был наиболее гармоничным ребенком во всем детском доме. Оказалось, что женщина, которая убирала комнату, обычно садилась возле дверей во время своих перерывов на обед. Все время, пока она ела, разговаривала с этим младенцем, ласкала и обнимала его.
 Пример. Один из близнецов был рожден с волчьей пастью. В детском доме детей, обычно, не берут на руки во время кормления. Дают бутылочку, которую подпирают одеялом. Так как ребенок с волчьей пастью не мог сам сосать из бутылочки, персонал был вынужден во время кормления брать его на руки. Этот ребенок гармонично развивался, в то время как другой близнец медленно набирал вес и у него наблюдались явные признаки депрессии.

 Преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ, заместитель декана факультета философии и психологии ВГУ,  клинический психолог Перинатального центра - 
Иванова Ольга Анатольевна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий